Как быстро оценить, формально или неформально сотрудник относится к работе

Печать

Случается, что надо это сделать. Скажем, если руководство компании хочет создать некую ударную группу, которая будет работать над новым проектом. Причем работать без постоянного контроля и без периодических стимулирующих бесед. А значит, нужно выявить и включить в группу именно таких сознательных сотрудников, которые добросовестны, относятся к работе неформально.

Конечно, есть сложные тесты, с помощью которых можно выявить таких работников. Если проявить перфекционизм, то можно организовать и целое психометрическое тестирование – было бы чем заплатить специалистам, которых придется приглашать со стороны. Но в жизни часто все не так, как хочется. Бывает, что нужно просто и быстро выполнить задачу. Я хочу предложить Вам несколько простых способов оценить добросовестность и сознательность сотрудников. Без сложных тестов и психометрии.

Пусть руководитель отдела в 16:00 поставит задачу, которую надо срочно выполнить. Кто готов задержаться?

Разумеется, у сотрудников может быть реальная причина, по которой они не могут задержаться в данный момент. Скажем, нужно идти в театр, так как билет был куплен заранее, либо забрать ребенка из детского сада, принести лекарства больному родственнику. Если это так, не осуждайте человека и не записывайте его автоматически в черный список недобросовестных кадров.

Следите за тем, как именно реагирует каждый из сотрудников на срочную и неотложную задачу, как ведет себя и что говорит. Если у человека действительно есть неотложные дела, запланированные давно, он скорее всего скажет об этом искренне и сразу же, как только услышит о срочной задаче. Если же станет говорить об этом сбивчиво и неуверенно либо, напротив, как заученную фразу, не исключено, что сотрудник выдумал неотложные личные дела на ходу (заодно проверите, насколько сильно он склонен лгать; а как выявить лжеца с помощью профайлинга – об этом мы рассказали в № 6, 2012 нашего журнала, статья «Кто из сотрудников лжет, подделывает документы и ворует? Чтобы выявлять это, применяйте профайлинг. Обучите подчиненных» e.hr-director.ru/article.…aid=287959). Вряд ли такой кадр радеет за дело. Более вероятно, что он считает работу неизбежной неприятной повинностью, с которой надо мириться.

Если же работник, к примеру, начинает задавать уточняющие вопросы о том, что конкретно и как нужно сделать, это хороший знак. Человек внутренне уже готов к тому, чтобы работать сверхурочно, осознал задачу и смирился с тем, что придется задержаться. И когда он согласится это сделать, Вы можете считать его добросовестным сотрудником.

Озвучить подчиненному задачи, попросить составить план работы, а потом объяснить, почему план такой

Пусть начальник расспросит сотрудника, почему он расположил задачи в определенной последовательности, чем руководствовался, когда составлял план. Если в доводах человека преобладают личные мотивы («Это мне удобнее делать в январе, так как в этом месяце я не смогу задерживаться и решать сложные задачи»), а не интересы дела, вряд ли человек добросовестный.

Трудолюбив ли сотрудник?

Это отлично знает руководитель, который давно работает с сотрудниками. Никаких тестов не надо. Как правило, трудолюбие и добросовестность – качества, неразрывно связанные. Кто любит и умеет работать, чаще всего и радеет за дело.

Попросите сотрудника рассказать, в чем его личный вклад в общее дело

Это косвенным образом и в некоторой степени может свидетельствовать о том, как относится человек к работе. Если он уверенно и четко говорит о своих задачах и значении своей работы, скорее всего, он ответственно подходит к выполнению своих обязанностей, добросовестно трудится. Если человек не в состоянии внятно оценить свое место в работе отдела или компании в целом, можно допустить, что он формально подходит к выполнению своих обязанностей, не вникает в нюансы и делает то, что ему скажут, не обдумывая задачу.

Поговорить с сотрудником о том, как он выполнял работу. Не обсуждайте результат!

В ходе беседы Виктория ГОЛОВАНЕВСКАЯ, бизнес-тренер, консультант компании Katarsis Business Group, кандидат психологических наук, советует обращать внимание на то, на чем делает акценты сотрудник. Предположим, сталрасписывать, как много усилий он прилагал, чтобы преодолеть возникшие сложности. Не принимайте это сразу за чистую монету и не включайте работника в список добросовестных и сознательных. Не исключено, что человек просто приукрашивает свою роль. А вот если он анализирует процессы, указывает на ошибки и рассказывает, как их исправлял, постоянно упоминает о тонкостях и нюансах(и они не могут быть известны тем, кто не очень ответственно и сознательно относился к работе), значит, велика вероятность, что он подходит к служебным задачам неформально.

Предложите людям оценить работу друг друга

Скажем, проверить, как составлена документация, как выточена деталь. Как именно люди оценят работу коллег, не важно. Важно другое: с каким настроением они начнут выполнять задание. Ведь это, по сути, дополнительная работа. И если сотрудник неохотно исполняет задание, скорее всего, он недоволен, что трудится сверх нормы. Обязательно наблюдайте за тем, насколько тщательно сотрудник проверит работу коллеги. Если тщательно, это хорошо. Вероятно, человек серьезно подходит к поручениям руководителя и трудолюбив.

На всякий случай: четко определите, что Вы понимаете под добросовестностью

От этого зависит, то ли Вы выявляете и оцениваете, что нужно, корректной ли будет оценка. Как заметила Светлана КРУГЛОВА, старший HR-менеджер по управлению персоналом PwC, есть как минимум три варианта толкования добросовестности. Одни руководители понимают под этим дисциплинированность, другие – инициативность и позитивное отношение к работе, третьи – выполнение и перевыполнение плана. И каждый по-своему прав. Например, в компаниях, где практикуется надомная (удаленная) работа, добросовестным часто называют сотрудника, который выполняет или даже перевыполняет план. В других компаниях ситуация может быть другой.

Автор Леонид Мазурик.

Обновлено ( 28.05.2014 11:27 )