Как пройти собеседование ‒ самый полный гайд
Собрали самые полезные советы из нашего блога ‒ получился полный гайд о том, как подготовиться к собеседованию, как разговаривать с рекрутером, какие вопросы тебе могут задать и как на них отвечать. А ещё подскажем, как пройти собеседование онлайн, как общаться с роботом-рекрутером и что делать, если на собеседование принесли полиграф
Поиск работы в среднем занимает у россиян 6 месяцев. Однако эксперты говорят, что самый активный и перспективный период ‒ это первые два-три месяца.
Дальше наступает разочарование, как следствие ‒ выгорание и апатия.
К тому же мало кто может похвастаться финансовой подушкой, которая позволит комфортно жить полгода или больше.
Чтобы найти работу быстро:
- Задействуй как можно больше каналов для поиска подходящей вакансии. Обращайся к родным и знакомым, подпишись на работные сообщества в соцсетях, обратись в службу занятости, размести резюме на джобсайтах и активно ищи вакансии
- Составь хорошее резюме ‒ как это сделать, мы рассказывали
- Пройди собеседование
Мы собрали для тебя самые полезные советы из нашего блога ‒ получился полный гайд о том, как подготовиться к собеседованию, как разговаривать с рекрутером, какие каверзные вопросы тебе могут задать и как на них отвечать.
Это ещё не всё. Современные проблемы требуют современных решений ‒ подскажем, как пройти собеседование удалённо, как общаться с роботом-рекрутером и что делать, если на собеседование принесли полиграф.
Почему отказывают соискателям
В 2021 году самой частой причиной отказа в приёме на работу стала зарплата: каждый третий соискатель хочет зарабатывать больше, чем предлагает компания.
Около 20% кандидатов на должность не подходят под требования вакансии.
На третьем месте по частоте ‒ отказы тем, кто не впишется в корпоративную культуру.
Бывает и так, что соискатели отказываются от работы сами ‒ например, из-за контроффера. Это происходит, когда приходишь с заявлением на увольнение, и тут-то у босса открываются глаза на твою незаменимость: тебе предлагают повышение зарплаты, карьерный рост и полцарства в придачу.
Около 5% отказов ‒ из-за возраста. В самом невыгодном положении ‒ те, кто младше 25 и те, кто старше 50. Самая востребованная возрастная категория ‒ соискатели от 30 до 35 лет.
Об этих причинах эйчары говорят открыто. Однако и у рекрутеров есть свои секреты. Например, Питер Янг, эйчар с пятнадцатилетним стажем, утверждает, что чаще всего отказывают по одной простой причине:
Ты не понравился.
Да, вот так просто. Не то надел, не то ответил, не так себя вёл.
А теперь закрой соцсети, прогони кота и читай внимательно.
Зачем готовиться к собеседованию и как это сделать
Как показал наш опрос соискателей, 52% из них не считают нужным готовиться к собеседованию. И это большая ошибка.
Первое, что мы советуем сделать, ‒ собрать как можно больше информации о работодателе. Так ты поймёшь, стоит ли тратить на него время.
Выясни:
- Существует ли компания на самом деле ‒ Госрегистр тебе в помощь
- Чем занимается компания
- Какие сложности в этой работе
- Какие ценности в компании
- Кто клиенты компании
- Что изменилось за последнее время
- Кто управляет компанией
- Кто проводит собеседование
Кстати, эта информация поможет тебе правильно подобрать одежду для собеседования. Запомни, внешний вид ‒ это очень и очень важно.
Если твоя должность не предполагает работы с клиентами ‒ подойдёт любая чистая, незаношенная повседневная одежда. А если предстоит много общаться с клиентами или партнёрами фирмы ‒ постарайся произвести наилучшее впечатление.
Если не уверен, что выбрать, ‒ изучи раздел «О нас» на официальном сайте или загляни в социальную сеть компании: наверняка там есть корпоративные фотографии.
Вот что на собеседование надевать нельзя:
- Пляжную, домашнюю, спортивную одежду
- Вещи с декольте, мини или открывающие плечи
- Одежду «ядерных» цветов, а также футболки с провокационными принтами
- Вещи «не первой свежести» ‒ с дырками, пятнами или банально грязные
- Много «ювелирки» ‒ соискатель не должен напоминать новогоднюю ёлку
А вот это подойдёт точно:
- Одежда пастельных или нейтральных цветов ‒ чёрного, белого, бежевого, серого
- Классические брюки или джинсы с джемпером или рубашкой
- Офисное платье или блузка с юбкой
- Вещи простого кроя, из натуральных материалов
И помни: одежда должна быть удобной, чтобы ты мог полностью сосредоточиться на разговоре с эйчаром и не отвлекаться на слишком узкие брюки или тесную рубашку.
Не забудь помыть и уложить (хотя бы причесать) волосы и почистить обувь перед выходом. Готово ‒ ты идеален.
О компании узнал, одежду подобрал ‒ самое время сосредоточиться на подготовке к вопросам эйчара. Начни с резюме, чтобы не путаться в собственных навыках или достижениях.
А затем подумай, как ответить на стандартные и не очень вопросы, которые тебе обязательно зададут на собеседовании.
Как вести себя на собеседовании, что говорить, а о чём молчать
Есть классические вопросы, которые задают на каждом собеседовании. На некоторые из них не существует универсального «правильного» ответа ‒ рекрутер оценивает ход мысли кандидата и его коммуникативность.
Перед собеседованием стоит подготовить ответы хотя бы на эти 10 самых частых вопросов:
- Расскажите о себе
- Кем видите себя через 3 года (или 5 лет)?
- Почему уволились с прежнего места работы?
- Какие у вас слабые стороны?
- Чем можете гордиться?
- Какие ошибки допускали на работе?
- Почему хотите у нас работать?
- Почему мы должны взять вас на работу?
- Сколько хотите получать?
- У вас есть вопросы?
Мы не сможем дать готовые ответы на вопросы ‒ у каждого своя ситуация. Вот несколько советов, которые помогут тебе подготовиться.
Когда эйчар просит рассказать о себе, не пересказывай автобиографию. Расскажи о своих достижениях, или как выбирал профессию, или почему тебе нравится эта компания ‒ словом, что-то интересное и раскрывающее тебя как личность.
Вспомни все свои достижения ‒ с цифрами и фактами. Составь список и держи в голове во время собеседования. Нет опыта работы ‒ рассказывай о практиках, стажировках или волонтёрских проектах.
Не бойся рассказывать об ошибках ‒ но только о таких, которые смог вовремя исправить. Сделай акцент на том, как ты с ними справился.
Подумай заранее, какую пользу ты принесёшь компании. Возможно, у тебя есть уникальные навыки, или их комбинация, или соответствующий опыт работы.
Ответ на вопрос о зарплате тоже нужно готовить. В этом тебе поможет наша Статистика зарплат ‒ посмотри среднюю зарплату по стране и в твоём регионе.
Если есть опыт работы ‒ прибавляй 10-15%. Определи для себя нижний порог зарплаты.
И, кстати, учти ‒ если в вакансии говорится, что зарплата договорная, переговоры начнут с минимальной суммы. Какие аргументы ты приведёшь в пользу её увеличения?
А вот какие фразы нельзя говорить ни в коем случае:
- Мне очень нужна эта работа.
Лучше скажи, что она тебе нравится или идеально подходит
- Через пять лет я планирую дорасти до директора.
В планы на будущее советуем включать профессиональный, а не карьерный рост
- Мой бывший начальник ‒ идиот.
Нет и нет, найди нейтральные причины для увольнения ‒ не было перспектив для роста, например
- Единственный мой недостаток ‒ перфекционизм.
Это прямо фу. Лучше найди реальный, но несерьёзный недостаток и расскажи, как с ним борешься
- Расскажите мне о вашей компании!
Это ты мог и сам выяснить
- Когда можно в отпуск?/Когда дадут премию?
О премиях спросить можно, но лучше задать вопрос о способах поощрения сотрудников
Кстати, задавать вопросы рекрутеру можно и нужно. Обязательно спроси:
- Как вы оцениваете эффективность сотрудника?
- Почему уволился предыдущий сотрудник?
- Какие качества цените в сотрудниках?
- Как помогаете сотрудникам развиваться?
- Что могло бы убедить вас взять меня на работу?
- Когда я узнаю о вашем решении?
Важно не только то, что говоришь, но и как себя ведёшь на собеседовании. Обязательно поздоровайся, реагируй на шутки, в конце интервью поблагодари за беседу ‒ это само собой разумеется.
В любом разговоре важны два компонента: речевой и неречевой. Неречевой компонент ‒ это поведение, жесты, мимика. Осознанно или нет, но все мы реагируем на язык тела ‒ иногда даже сильнее, чем на слова.
Чтобы расположить к себе собеседника:
- Улыбайся
- Не скрещивай руки
- Не прикасайся к лицу и волосам
- Смотри собеседнику в глаза
- Держи спину ровно
- Пожимай руку энергично, но не слишком сильно
- Не суетись
Небольшое волнение на собеседовании ‒ это естественно. Но иногда справиться с собой бывает трудно ‒ когда очень хочешь попасть на эту работу.
Мы знаем несколько приёмов, которые помогут успокоиться перед ответственным собеседованием.
Хорошо подготовься, а ещё лучше ‒ порепетируй собеседование с другом.
Представь себе наихудший вариант развития событий ‒ допустим, тебе откажут. Мир не рухнет ‒ найдёшь вакансию ещё интереснее.
Движение помогает справиться со стрессом. Иди на собеседование пешком.
Во время собеседования поставь обе ступни на пол. Это даёт опору и успокаивает.
Что делать после фразы «Мы вам перезвоним»
Собеседование закончено, с тобой попрощались и сказали, когда сообщат о решении. Между прочим, если показали будущее рабочее место ‒ это хороший знак: скорее всего, твоя кандидатура получила плюсик.
Но если чувствуешь, что всё прошло не так, как хотелось ‒ попробуй написать фоллоуап.
Письмо follow-up пишут, чтобы напомнить о себе, задать вопрос, о котором забыли во время собеседования, и ещё раз поблагодарить за встречу. А ещё ‒ скажем честно ‒ такое письмо поможет выделиться среди других кандидатов.
А теперь о грустном ‒ что делать, если всё-таки на работу не взяли.
Во-первых, не отчаивайся. Мотивы работодателя могут быть абсолютно непредсказуемыми. Мы знаем случаи, когда соискателям отказывали:
- Из-за внешности. Соискательница показалась работодателю слишком красивой ‒ будет отвлекать от работы коллег
- Из-за возраста и пола. Решили, что соискатель ‒ мужчина 26 лет ‒ не найдёт общего языка с коллективом, большую часть которого составляли женщины старше 50 лет
- Из-за семейного положения. Соискательница была замужем, но пока без детей ‒ решили, что скоро уйдёт в декрет
- Из-за темперамента. Соискатель показался слишком флегматичным ‒ опасались, что не впишется в активный коллектив
Во-вторых, обязательно спроси, почему тебе отказали. Объясни, что хочешь поработать над собой. Это может оказаться очень полезным ‒ поймёшь, куда развиваться.В-третьих, будь корректен и вежлив с рекрутером. Возможно, он запомнит тебя и порекомендует знакомому.
Может быть и другой случай ‒ твою кандидатуру одобрили, но ты за это время нашёл более выгодное предложение или передумал увольняться.
Не пропадай и не отключай телефон. Спокойно и вежливо скажи рекрутеру правду и обязательно добавь что-то хорошее ‒ как тебе понравилась атмосфера на собеседовании и вообще компания.
Как подготовиться к необычному собеседованию
Пандемия и развитие технологий привели к изменению процедуры собеседования.
Удалёнщики проходят собеседование в Zoom или в скайпе, а то и вообще с роботом. Некоторые работодатели предупреждают, что на собеседовании придётся пройти полиграф (детектор лжи). А если работа предполагает хорошее знание английского, то и собеседование проводят на языке.
Как подготовиться к таким собеседованиям ‒ рассказываем.
Онлайн-собеседование
Кроме обычной подготовки к собеседованию по видеосвязи, мы советуем проверить настройки и функционирование компьютера/ноутбука. Обязательно протестируй связь.
Проверь свой ник ‒ подходит ли он для официального случая.
Перед собеседованием:
- Заранее настрой связь
- Переоденься в «офисную» одежду
- Проверь фон ‒ работодатель увидит не только тебя, но и всё, что за твоей спиной
- Предупреди домашних, чтобы не беспокоили
Собеседование с роботом
Крупные компании всё чаще используют роботов-рекрутеров. Не пугайся: пока чаще всего речь идёт о том, чтобы пройти автоматизированный тест на первом этапе отбора и ответить на стандартные вопросы ‒ на втором.
От обычного онлайн-собеседования интервью с роботом отличается не сильно. Отвечай на вопросы чётко, уверенно и просто. Хорошо, если в твоих ответах упоминаются ключевые навыки из вакансии.
Важно: собеседование проходи в светлой и тихой комнате. Запись будет просматривать человек, и ролик, где не разобрать ни лица, ни голоса, примут за неудавшийся.
Детектор лжи
По данным исследования, в России детектор лжи ‒ полиграф ‒ использует каждая десятая компания. Обычно пройти полиграф просят, если должность связана с деньгами или секретами.
Запомни ‒ обмануть полиграф нельзя. А вот отказаться пройти проверку ‒ можно.
Достаточно сослаться на состояние здоровья. Официально работодатель не может заставить проходить проверку на полиграфе ‒ а значит, твой отказ не должен влиять на результат собеседования.
Если согласился на проверку, отвечай уверенно и мысленно представляй всё, о чём говоришь ‒ это добавит тебе процентов искренности.
Собеседование на английском
Сразу скажем ‒ если твой уровень недотягивает до нужного, скорее всего, собеседование ты не пройдёшь.
Допустим, тебе помогут составить резюме и подготовить рассказ о себе на английском ‒ но на вопросы всё равно придётся отвечать самому.
Перед собеседованием можешь обратиться в языковую школу или освежить свои знания самостоятельно:
- Составь список полезной лексики
- Почитай статьи по специальности на английском
- Подготовь рассказ о себе и ответы на вопросы (обычные, о которых мы уже говорили)
- Повтори этикетные фразы
- Послушай живую речь на английском. Пригодится всё: вебинары, фильмы, даже мультфильмы Источник: https://gorodrabot.ru/article/1007
< Предыдущая | Следующая > |
---|