Эффективный руководитель

Печать

 

Руководителям платят не за то, что они делают, и не за то, что им нравится, им платят за выполнение того, что нужно.
Эффективности можно научиться, но научить этому нельзя.
Питер Друкер

 

Ключевая характеристика руководителя

Руководителями Питер Друкер называет работников интеллектуального труда, менеджеров и специалистов, деятельность и положение которых предполагает принятие решений, оказывающих существенное влияние на работу всей компании. Ключевую роль играет их эффективность, без которой их работа будет похожа на работу чиновников, отсиживающих положенные часы. Таким образом, эффективность — это ключевая характеристика работы руководителя.

Но что предполагает эффективность для руководителей и как ее измерить?

Одаренность и талант человека еще не делает из него эффективного руководителя. Более того, люди с выдающимися умственными способностями часто оказываются на удивление неэффективными работниками. Они не понимают, что благодаря одним лишь способностям нельзя добиться значительных успехов в работе. Их способности будут иметь значение только в сочетании с эффективностью их работы.

Вклад руководителя в работу компании не может быть измерен ни количеством подчиненных, ни объемом управленческой работы. Для оценки эффективности интеллектуального труда не подходят количественные характеристики.

Об эффективности работы руководителя говорят ее результаты, а именно работа над нужным продуктом и решения нужных задач.

Интеллектуальная деятельность определяется ее результатами.

Эффективности можно научиться!

Одним из важнейших выводов, к которым приходит Питер Друкер, является то, что эффективности можно научиться.

Автор выделяет пять основных элементов для повышения эффективности управляющего:

1. Эффективные руководители знают, на что расходуется их время и работают над управлением той малой доли своего времени, которую они могут контролировать.

2. Эффективные управляющие нацелены на достижение результата, а не на работу как таковую. Важны достижения, выходящие за рамки внутреннего мира организации.

3. Эффективные управляющие строят свою деятельность на сильных качествах, как собственных, так и других работников организации, а не зацикливаются на слабых.

4. Эффективные управляющие умеют определять приоритеты и концентрироваться на немногих важнейших задачах, выполнение которых принесет наиболее ощутимые результаты.

5. Эффективные руководители принимают эффективные решения, которые определяются верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями. Продуктивные решения — это ряд правильных шагов в верной последовательности.

Рассмотрим подробнее эти пять элементов.

1. Как правильно распоряжаться своим временем

Опытных и эффективных руководителей отличает важное качество — они умеют планировать и управлять своим временем. Они понимают, что время — это уникальный ресурс, который нельзя заменить каким-либо аналогом.

Безусловно, многие стараются планировать свое время и следуют методикам тайм-менеджмента, однако зачастую это никак не отражается на эффективности их работы.

Что же отличает таких людей от эффективных?

Эффективные руководители сначала как можно точнее определяют, на что фактически расходуется их время, и только потом приступают к его распределению и сокращению его непродуктивного использования. После этого, то время, которое они могут контролировать, эффективные управляющие объединяют в укрупненные блоки.

Эффективные руководители оценивают общее количество имеющегося в их распоряжении времени, которое они могут контролировать (дискреционное время), а затем группируют блоки времени для проведения конкретных мероприятий. В случае, если это время тратится на другие вопросы, руководители заново пересматривают свой график, избавляясь от еще нескольких наименее продуктивных видов деятельности.

2. Индивидуальный вклад в общую деятельность

Для эффективных руководителей характерно выходить за рамки формальных обязанностей и рассматривать свою деятельность с точки зрения внесения полезного вклада в общее дело. Те, кто все время фокусируется на текущих обязанностях и всячески стремятся повысить свой авторитет и подчеркнуть власть, являются малоэффективными.

3. Ставка на сильные качества

Эффективный руководитель по максимуму использует сильные стороны и всегда старается повысить отдачу от них.

Причем речь идет не только о собственных достоинствах, но и о сильных сторонах коллег, подчиненных, руководства, партнеров. Такой подход делает имеющиеся слабости незначительными.

Как нанимать лучших?

Эффективный руководитель понимает, что у выдающихся сотрудников всегда есть заметные слабости. Попытка игнорировать этот факт и поиск более покладистых сотрудников приведет лишь к набору посредственных людей. Поэтому, принимая кадровые решения, эффективный руководитель акцентирует внимание на сильных сторонах кандидата. Обычно лучшие руководители не состоят в тесных связях со своими сотрудниками, и они не пытаются подгонять должности под конкретных людей.

Лучшие управляющие делают упор на сильных сторонах также в отношениях со своим начальством. Они признают за всеми наличие слабостей, но прежде всего они развивают и в себе и в других те качества, которые помогают им добиваться самых высоких результатов.

4. Всему свое время

 

Главным секретом эффективности Питер Друкер называет концентрацию. Она выражается в выполнении самых важных дел в первую очередь и в том, чтобы делать только что-то одно за один период. Эффективные руководители не делают несколько дел одновременно.
Они выполняют массу не связанных друг с другом дел, но секрет в том, что они делают их по очереди и затрачивают на них гораздо меньше времени, чем требуется остальным.

 

5. Эффективные решения

Хороший руководитель — это лидер, принимающий эффективные решения. Причем в отношении решений действует правило «меньше, но лучше». Отсюда следует и то, что его реализация должна быть простой и максимально приближенной к возможностям обычного работника.

Как эффективно принимать решения?

В идеале решение представляет собой выбор между правильным и неправильным, но в реальности это выбор между «почти правильным» и «скорее всего, неправильным» или даже просто выбор между разными действиями, верность которых нельзя доказать. Из этого следует, что решение нужно начинать не с поиска фактов, как обычно советуют многие, а вырабатывать его в столкновении мнений.

Готового рецепта правильного решения не существует, однако Питер Друкер предлагает руководствоваться несколькими простыми и очевидными правилами:

В заключение:

 

Многие считают, что быть руководителем — это талант, который либо дан человеку, либо нет.
Однако, быть эффективным руководителем значит прежде всего уметь управлять самим собой, и этому умению можно и нужно научиться.

 

Обновлено ( 15.02.2017 09:10 )