Нанимая нового сотрудника, работодатель хочет знать, сколько времени нужно для его полной адаптации, как быстро он станет эффективным и начнет приносить прибыль. Предсказать это, к сожалению невозможно, но помочь новичку влиться в коллектив и уменьшить продолжительность адаптационного периода — вполне по силам любой организации.
Цели управления адаптацией персонала в организации
Адаптация персонала — это процесс ознакомления нового сотрудника с содержанием и условиями трудовой деятельности, приспособление к социальной среде компании, это важная часть кадрового менеджмента. Внимание к этому процессу обусловлено тем, что зачастую недостаточно просто найти и трудоустроить специалиста. Новичок, придя в новый коллектив, непременно столкнется с рядом трудностей, большая часть которых вызвана недостатком информации. Новый работник не знает порядка работы, не представляет своего места в организационной структуре компании, не имеет прочных коммуникаций коллегами. Важно ввести специалиста в организацию, тем самым уменьшив число проблем, возникающих в начале работы.
Можно выделить следующие цели управления адаптацией персонала в организации:
-
Сокращение стартовых расходов в связи с низкой эффективностью нового работника;
-
Преодоление чувства озабоченности и неопределенности;
-
Развитие позитивного отношения к работе, поддержание чувства удовлетворенности новой должностью;
-
Сокращение текучести кадров среди новичков;
-
Экономия времени линейного руководителя и коллег нового сотрудника;
Направления адаптации персонала в организации и факторы, влияющие на ее продолжительность
Традиционно принято выделять два направления данного процесса:
-
производственный. Включает профессиональную, психофизиологическую, организационно-психологическую, социально-психологическую, организационно-административную и экономическую адаптацию персонала в организации.
-
непроизводственный. Подразумевает постепенное привыкание к общению с коллегами вне работы, в периоды отдыха.
Все эти формы находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, производственное направление, которое подразумевает процесс включения сотрудника в сферу производства, усвоения условий и норм трудовой деятельности, невозможно без организационного, когда у специалиста формируется понимание собственной роли в производственном процессе.
Длительность адаптационного периода зависит от многих факторов:
-
социально-демографические характеристики нового сотрудника (пол, возраст, образование, квалификация и т.д.);
-
организация работы, ее характер и содержание;
-
условия профессионального обучения;
-
социально-бытовые условия работы (размер заработной платы, социальная инфраструктура);
-
климат в коллективе и уровень развития коммуникаций;
Продолжительность данного процесса зависит от размеров организации и должности новичка. Темпы могут варьироваться в зависимости от вышеперечисленных факторов. В среднем, для окончательного привыкания к новым условиям может понадобиться от одной недели до двух лет.
Элементы системы адаптации персонала в организации
В разных компаниях функции управления адаптацией могут выполняться различными структурными подразделениями или даже отдельными сотрудниками. Среди них могут быть:
-
Служба управления персоналом (отвечает за методическое обеспечение процесса);
-
Отдел обучения и развития персонала (проведение инструктажа, курсов и семинаров);
-
Коллектив (групповое решение проблем, неформальное общение);
Наличие в компании проверенной адаптационной программы говорит о высоком качестве ее управленческих процессов. Данная система разрабатывается с учетом особенностей и потребностей конкретной компании. Как правило, она включает ряд постоянно проводимых мероприятий, которые дополняют друг друга и помогают новичку быстрее ознакомиться с деятельностью предприятия и установить отношения с начальством и коллегами.
Среди элементов системы адаптации персонала в организации можно выделить:
-
Welcome-тренинги (обеспечивают первичное ознакомление с историей компании, ее продуктами и услугами, корпоративной культурой, организационной структурой; позволяют сформировать лояльность новых подчиненных);
-
Кодекс сотрудника (содержит в письменной форме информацию, представляемую на welcome-тренингах, положения кадровой и социальной политики);
-
Система наставничества (передача навыков и стандартов от опытных коллег; происходит без отрыва от работы);
-
Программа адаптации (регламентирует цели, сроки и задачи, устанавливает последовательность мероприятий, определяет требования к знаниям и умениям сотрудника после завершения процесса);
-
Планы адаптации (в зависимости от категории должности определяют мероприятия, позволяющие быстро освоить информацию, необходимую для принятия решений; разрабатываются для ключевых специалистов, ТОП-менеджеров и руководителей);
-
Система аттестации (порядок оценки нового сотрудника, методы принятия решений о потенциале его развития, результатах прохождения испытательного срока);
Этапы процесса адаптации персонала в организации
Процесс адаптации персонала в организации можно условно разделить на несколько этапов:
Следует отметить, что в случае, когда процесс отрегулирован должным образом, адаптационный период можно сократить в несколько раз, и специалист станет эффективно трудиться гораздо раньше. В противном случае, есть риск дезадаптации, которая проявляется в разрушении позитивных представлений о компании, испуге и унынии, а иногда и возмущении. Работник может начать нарушать режим работы, перестать проявлять инициативу. Если упустить этот момент, организация может лишиться ценного сотрудника еще до завершения адаптационного периода.
Сколько времени нужно для адаптации персонала в организации
Для того чтобы адаптационный период завершился максимально быстро, руководству компании необходимо следовать следующим рекомендациям:
-
организационно закрепить функции управления;
-
разработать информационную систему, позволяющую администрировать процесс;
-
сформировать индивидуальные программы адаптации персонала в организации в зависимости от должностей и индивидуальных особенностей новичков;
Следует учесть, что продолжительность адаптационного периода во многом зависит от способностей персонала. В зависимости от умения приспосабливаться к новой обстановке можно выделить следующие категории сотрудников:
Правильно выстроенная система адаптации персонала в организации способна помочь новичку быстро влиться в коллектив. Она способствует ускорению адаптационного процесса: новичок сразу понимает требования нового руководства и выходит на необходимый уровень продуктивности. Что касается самой компании, подобная система не просто снижает текучесть среди новых работников, но и сокращает расходы работодателя на подбор персонала.
< Предыдущая | Следующая > |
---|