Реноме. Подбор персонала. Рекрутинговое агентство.

Как грамотно делегировать задачи

E-mail Печать
8 этапов делегирования — от принятия до поощрения.

Руководитель отдела или проектный менеджер, который умеет делегировать рутинные и не очень задачи, развязывает себе руки и приобретает время для чего-то более важного. Рассказываем, как передавать часть дел подчиненным, чтобы результат не разочаровал.
Автор: Елена Тимофеева

Первое, что нужно помнить: делегировать задачу и поручить ее — разные вещи.
  • Если вы четко формулируете, какое действие и когда человек должен совершить, — это поручение.
  • Если вы передаете задачу целиком, то есть делитесь частью своей работы, ответственности, своих полномочий, — это делегирование.
Руководители могут делегировать задачи подчиненным. А вот линейные сотрудники — только коллегам, если те вызываются помочь добровольно, или стажерам.

Зачем делегировать задачи
Грамотное делегирование дает вам:
  1. Время для более приоритетных, стратегических задач, саморазвития в качестве лидера и руководителя.
  2. Возможность сосредоточиться на задачах, которые задействуют ваши сильные стороны, а значит — возможность работать продуктивнее и меньше выгорать.
  3. Шанс развить профессиональные навыки подчиненных.
  4. Гибкую и многофункциональную команду, состоящую из компетентных T-shaped-специалистов (то есть экспертов в своих нишах, которые разбираются еще и в смежных сферах).
  5. Атмосферу уверенности, доверия и взаимной поддержки в компании.

Какие задачи стоит делегировать, если вы руководитель

Подчиненным просто необходимо передавать:
  • повторяющиеся задачи и рутину — руководителям платят зарплату не за перекладывание бумажек и обзвон клиентов;
  • задачи с большим объемом работы — менеджер должен умело распределять нагрузку между членами команды;
  • задачи, которые помогут сотруднику профессионально вырасти (при условии что сами вы в этой сфере серьезный специалист);
  • интересные и приятные задачи — особенно если работник сам о них просит;
  • задачи, в которых у сотрудников больше квалификации;
  • все задачи за пределами ваших должностных обязанностей.

В общем, не бойтесь делегировать, забудьте о чувстве вины и рассуждениях в духе «подчиненные и так заняты» («перегружены», «недовольны зарплатой», «ненавидят меня» — нужное подчеркнуть). Задача руководителя — обеспечить наилучшие условия для выполнения работы, а не делать всё самостоятельно.

Что нельзя делегировать

В каждой компании и профессиональной сфере свои нюансы, однако, как пишет Игорь Манн в книге «Правила жизни», есть вещи, которые не стоит делегировать:
  • личные дела;
  • то, что опасно;
  • то, что конфиденциально;
  • то, что стратегически важно;
  • то, что не по силам подчиненному.
И еще несколько ситуаций, когда делегировать нельзя:
  • если речь о награждении и наказании других подчиненных;
  • если у сотрудника недостаточно ресурсов или полномочий для выполнения задачи;
  • если на объяснение задачи уйдет больше времени, чем на ее выполнение;
  • если задача имеет антикризисный характер — иначе вы фактически снимаете с себя как с руководителя ответственность;
  • если вы сами не знаете, как выполнять задачу, — тогда речь не о делегировании, а о «переводе стрелок» и поиске козла отпущения.
Как правильно делегировать
Условно процесс можно разбить на восемь этапов:
1. Принятие
Осознайте, что делегировать задачу необходимо. Объясните себе, почему это нужно и для чего более важного вы освобождаете время и экономите силы.
2. Оценка рисков
Если что-то мешает вам делегировать, постарайтесь понять, в чем дело. Причиной может быть:
  • страх, что команда не справится и придется иметь дело с последствиями, в том числе переделывать или доделывать задачу в последний момент;
  • подозрения, что подчиненные перегружены работой, поэтому увеличивать их нагрузку нельзя;
  • уверенность, что проще и быстрее будет выполнить задачу самостоятельно;
  • отсутствие желания передавать подчиненным задачи, которые им самим нравятся;
  • опасение, что ваш собственный руководитель сочтет вас ленивым или некомпетентным;
  • неготовность делиться не только задачей, но и лаврами за ее успешное выполнение.
Если поймете причины, по которым отказываетесь делегировать работу, и риски, которых опасаетесь, то сможете заранее продумать, как перестраховаться от них.

3. Подготовка
Чем лучше подчиненный понимает задачу, тем выше шанс, что он с ней справится и не подведет вас. Что должен знать сотрудник:
  • суть задачи — что именно нужно сделать;
  • цель — зачем это нужно делать, как это поможет компании или отделу;
  • срок выполнения;
  • какие документы и инструкции связаны с задачей, кто еще из сотрудников задействован в ее выполнении;
  • какие инструменты и ресурсы ему понадобятся;
  • регламент выполнения, в том числе временные промежутки, когда вы будете встречаться и обсуждать ход работы;
  • приоритеты — если выполнить задачу в полном объеме не получится, то на чем стоит сосредоточить усилия;
  • помощь, на которую подчиненный сможет рассчитывать, в том числе от вас;
  • ожидания, связанные с результатом, критерии успеха.
4. Выбор исполнителя
  • Выбирайте сотрудника, который обладает необходимыми знаниями и навыками.
  • По возможности подбирайте задачи под интересы подчиненных, их сильные стороны и стиль работы.
  • Предлагайте задачи, которые помогут человеку научиться новому и пополнят его копилку достижений.
  • Сопоставляйте опыт сотрудника со сложностью и объемом задачи. Спросите себя, готовы ли вы уделить человеку дополнительное время в случае проблем.
  • Учитывайте загруженность подчиненного. Если у него объективно не хватит времени — он подведет и себя, и вас.
5. Тонкая настройка
Недостаточно просто возложить на подчиненного задачу и забыть о ней — прежде нужно убедиться, что человек всё правильно понял. Предложите задать уточняющие вопросы, а потом попросите перефразировать задачу своими словами, чтобы сразу отловить нестыковки и понять, что человек собирается делать. Это придаст уверенности и исполнителю, и вам.

6. Получение согласия
Делегирование отличается от приказа и поручения тем, что человек должен согласиться на задачу. Убедитесь в заинтересованности подчиненного и получите четкое «Окей, сделаю» или «Понял, выполню в срок». Придется затронуть и неприятную тему: какие последствия могут возникнуть для сотрудника, для вас и для компании, если задача не будет выполнена.

7. Контроль
Важно не пережать и не взвалить на себя дополнительную нагрузку.
  • Доверяйте сотруднику или команде — просто поверьте, что при наличии ресурсов и мотивации они справятся.
  • Согласуйте «контрольные точки» — регулярные проверки, когда подчиненный будет сообщать вам об успехах и трудностях. Чем больше времени требуется на выполнение задачи, тем больше должно быть таких проверок.
  • Не занимайтесь микроменеджментом — держитесь в стороне между проверками или пока подчиненный не придет к вам с вопросами сам.
  • Дайте обратную связь — расскажите сотруднику о том, что он, на ваш взгляд, сделал правильно и как мог бы упростить себе работу в следующий раз. Спросите, с какими проблемами человек столкнулся и как их решал.
8. Награждение и поощрение
После того как человек выполнит задачу, сообщите об этом всем сотрудникам отдела или компании, отметьте особые успехи и удачные идеи, расскажите, какой вклад человек внес в достижение глобальных, общих целей. Если есть возможность, поощрите — премией или другим способом.

И еще четыре нюанса.
Условно процесс можно разбить на восемь этапов:
  • Если проект долгосрочный, лучше не назначать контрольные точки, а разбить цель на задачи и подзадачи, присвоить каждой название, выставить отдельный срок.
  • Задачу лучше не просто передать, а «продать». Поставьте себе цель убедить исполнителя, что эта работа принесет ему славу и удовольствие, поможет ему вырасти как профессионалу. Объясните сотруднику, почему вы выбрали именно его.
  • Никогда не делегируйте делегирование задачи. Фраза «Иван Иваныч, отправляйтесь к Петру Петровичу и поручите ему…» — управленческий провал.
  • Избегайте «обратного делегирования». Человек может изобразить «стратегическую некомпетентность»: намеренно не справиться с простой частью задачи, чтобы вы решили помочь — и тем самым вновь взяли на себя ответственность. Если вы уверены, что у человека достаточно ресурсов, — так и скажите; если сомневаетесь в квалификации — тоже. Чаще всего этого достаточно.
Источник: https://pro.rabota.ru

 

Обновлено ( 14.07.2022 09:11 )  

Контакты

8 (863) 201-38-17
8 (960) 454-65-50

Подключайтесь к нам ВКонтакте - мы ждем Вас! :)

Написать нам в телеграмм

Наши партнеры

 

 


Новости дня

День работников Федеральной службы по во

День работников Федеральной сл...

День создания Вооруженных Сил России

День создания Вооруженных Сил ...

День святого Георгия Победоносца

День святого Георгия Победонос...

-
+
3
You are here: Home Информация Для работодателей Как грамотно делегировать задачи